Русский топ Dartz Proxima Parada
Диск, уже возглавивший «Русский Топ-2009» (по результатам слушательского голосования) на одном интернет-портале и всесторонне обласканный критикой, наконец-то дошел и до нашего журнала. Причем дошел и в буквальном смысле (своими ногами прямо до дверей), и в переносном – послушав альбом, внезапно осознаешь, что перед нами уже не та группа, что прежде. Поражает качественный скачок от милого, но все же полусамодеятельного бард-фолкового «Бывает иногда» к сильнейшему концептуальному “Proxima Parada”, который кажется гораздо более прогрессивным (в стилевом и художественном смысле), чем иные релизы прогрессив-рок-групп. Упорно двигаясь по пути профессионализации, группа смогла развиваться всесторонне (вглубь и вширь), и такие метаморфозы не могут не радовать. Начать хотя бы с глобальной концепции, заложенной в произведении: герой в две тысячи энном году блуждает по разрушенной «бывшей Европе», там и сям находя следы (и последствия) глобализации, арабизации, духовного вырождения, войн, разрушений и прочих бед. Нет Эйфелевой башни, вырублены леса, не действуют коммуникации, пуст радиоэфир… И наш герой-путешественник, словно архивариус, собирает последние свидетельства цивилизации, чтобы сохранить их для уцелевших потомков. В дополнение к текстам песен концепция диска конкретизируется в авторских аннотациях в буклете. При этом взгляд автора (конкретно – Дмитрия «Ди» Курцмана, лидера группы) далеко неоднозначен, он не ищет правых и виноватых, ни к чему не призывает, а лишь дает возможность задуматься о том, что мы (лично мы) творим сейчас и к чему это может привести. Скажем сразу, что финал у альбома всё-таки оптимистичный. Зато тема «путешествия по Европе» позволяет Dartz «пройтись» по разным национальным стилям, что группа с удовольствием и делает: тут вам и знакомая ирландщина, и арабские темы, и средиземноморские мотивы, и всё это вперемешку, да так лихо! Прямо-таки затягивает (в себя) «Аль-Рашид» с его густым пряным ароматом и психоделическим текстом о зеркальной сущности снов. Ничуть не менее ярка «Арабика», повествующая о «двух источниках жизни» – кофе и нефти, и цепляющая неполиткорректными фразами типа «Кому нужна, к примеру, Польша?» (действительно, кому? – язвит во мне внутренний голос, но его оппонент, тоже внутренний, советует не забывать, что всё это говорится от лица героев квазиэпоса). Есть и более рок-н-ролльные вещи – известная по синглу «Катти Сарк», «Косинога». В общем, про каждую песню можно написать отдельно, но важно, что эта пестрые «звенья» спаяны воедино – как общим смыслом, так и чисто музыкальными средствами (треки идут без пауз и связаны разнообразными переходами, саундэффектами и т.д.). Любители звуковых изысков могут насладиться хитрозапрятанными микроцитатами из Deep Purple, Jethro Tull и… далее поищите сами. Стоит отметить разнообразие тембровой палитры (флейта, скрипка, труба, аккордеон, мандолина, многочисленная перкуссия и др.), а также возросший исполнительский уровень группы, и, в особенности, самого Курцмана как вокалиста – с чисто звуковысотной точки зрения он поет теперь очень точно, и более того, владеет разными манерами пения, что удачно и применяет в песнях с разным художественно-стилевым наполнением (тот же «Аль-Рашид»). Конечно, в 2009 году у нас в стране вышло немало хороших пластинок, но для самих Dartz это определенно новая вершина. Остается только пожелать группе дальнейших успехов!