Второе Пришествие состоялось
Второго Пришествия не пришлось ждать долго. Оно состоялось всего лишь через год после первого. Даже странно, почему так скоро? Неужели наши грешные страждущие души уже успели сбиться с пути истинного, и нам вновь понадобились музыкальные проповеди Богов Готической Сцены? Второе пришествие состоялось как-то ни с того ни с сего – нового откровения от богов по имени Lacrimosa мы еще не дождались, а про Светлый Образ (Lichtgestalt) нам уже рассказывали. Разве что вышел в прошлом году EP “Lichtgestalten” – эпилог к предшествующему альбому… Говорили еще, что в прошлом году на концерт попали далеко не все желающие… Впрочем, боги – они на то и боги, чтобы быть непредсказуемыми. Посодействовала очередному их явлению, да еще и растянула его на целых два дня «металлическая канцелярия» Irond, за что им большое спасибо – лично я Первое пришествие тоже пропустила.
Грешный люд как-то не очень торопился поглядеть на столь знаменательное событие. За полтора часа до концерта (извините, пришествия)) народа у входа в ДК им. Горбунова, где было предсказано явление богов, было еще совсем немного. Может быть, это оттого, что большинство уже находилось в здании, тихо-мирно потягивая пивко или просто общаясь между собой. Ближе к часу X – где-то около 19 часов – люди в черных длинных одеждах начали выстраиваться в очереди, стучаться в двери, звать своих героев – в общем, всячески выражать свое нетерпение. Через двадцать минут они добились своего – в зал их пустили. Желающих наблюдать пришествие издалека и свысока – с балкона, то есть, оказалось больше, чем тех, кто хотел быть ближе к богам (то есть в партере ). Передо мною проходила вереница самых разнообразных образов – «ведьмы», «падшие ангелы», «пришельцы» из средневековья и простой люд, будто бы случайно сюда забредший. Если и богов они ожидали, то весьма сомнительного происхождения…
Кому-то, может быть, покажется, что я иронизирую, расписывая все в таком свете. Не скрою, это так. Как-то один мой знакомый мне сказал «Я не люблю Lacrimosa, в основном из-за того шума, который вокруг них создают»… Действительно, те, кто читал хотя бы одно интервью с Тило Вольфом, вероятно согласятся со мной в том, что он производит впечатление человека очень умного, серьезного и эмоционального, но в то же время вполне «приземленного». Образ «бога готической сцены», который очень прижился среди поклонников Lacrimosa, как-то не очень идет ему. Это лишь отвлекает внимание от музыки, концентрируя его на имидже, на внешнем антураже. А ведь поет-то Lacrimosa всего лишь о человеческих чувствах, в той или иной мере знакомых каждой духовно развитой личности… Но это, в конце концов, лишь мое личное мнение…
Вернемся в зал. На сцене, за занавесом, еще идет репетиция концерта, в зал проникают разноцветные отблески света. Публика кажется мне какой-то не слишком активной – призывы “Lacrimosa!” и “Tilo Wolff!” быстро замолкают, не успев даже как следует зазвучать. Но вот до назначенного времени остаются считанные минуты, и уровень шума в зале постепенно нарастает. Заканчиваются приготовления к концерту, в динамики подается шум для настройки, осветители проверяют свои «пушки», что вызывает очередной всплеск энтузиазма у публики. В 20:02, то есть практически точно в назначенное время (!), раздаются знакомые печальные нисходящие интонации – это Тема Лакримозы. Поднимается занавес. На открывшейся моему взору сцене, в легкой дымке, через которую пробивается чуть красноватый свет прожекторов, я вижу пятерых музыкантов в черных одеждах. В глубине сцены красуется большая декорация – клоун, символ Лакримозы, и существо с поникшей головой и с крыльями – Светлый Образ. В середине сцены установлены дополнительные прожекторы, по краям возвышаются две платформы с подсветкой, на одной из них располагается ударная установка. Звучит знакомое вступление к "Горящей Комете", а за ним из ниоткуда раздается голос Тило Вольфа. Вскоре из-за кулис появляется и он сам. Ну, вот оно, Второе Пришествие. Мы дождались.
Даже как-то не хочется сейчас думать о таких мелочах, как качество звука. Увы, но эти «мелочи» сами напоминают о себе в полный голос. Звук в Горбушке оказывается снова не на высоте (который уже концерт!), и это создает примерно такие же ощущения, как если бы вам хотели сказать по телефону что-то очень для вас важное, но вдруг возникли бы помехи на линии, и вы бы ничего не расслышали. Это ужасное чувство. Соло-гитара едва различима на общем фоне, хотя гитарист старается изо всех сил - все превращается в какую-то кашу из звука. Зато во всю мощь гремят барабаны и бас. Частотный баланс тоже оставляет желать лучшего. А жаль, ведь такая музыка требует идеального звука.
Ну а «боги готики» в лице Тило, Анне Нурми и концертного состава Lacrimosa продолжают рассказывать нам о самом сокровенном. Одна за другой на меня обрушиваются любимые и знакомые композиции – и ни на минуту не отпускает мое внимание великий гипнотизер. Из концерта в концерт перекочевывают бессменные “Ich Bin Der Brennende Komet”, “Malina”, “Alles Luge”, но из уст Тило они всегда звучат как откровения. Одна из песен вновь звучит в исполнении Анне Нурми – и снова это оказывается “Not Every Pain Hurts”. Если Тило на протяжении всего концерта поражал меня необыкновенно чистым и, в общем-то, качественным пением, а не просто гиперэмоциональной декламацией, которой я от него ожидала, то Анне такого сюрприза не преподнесла, она спела «почти чисто». Я мечтала услышать в ее исполнении “Senses” c альбома “Fassade”, но этот альбом вновь был обделен вниманием при составлении сетлиста – разве что без неизменной “Der Morgen Danach” на бис не обошлись. Дальше рассказывать все в подробностях нет смысла: конечно, публика требовала “Halt Mich” и “Copycat”; конечно, она их получила. Конечно, были исполнены и “Shakal”, и “Stolzes Herz”, и прочие «фирменные» композиции Lacrimosa. Прозвучала одна относительно новая песня “Road To Pain”, выходившая на EP “Lichtgestalten”. Это одна из самых тяжелых и агрессивных композиций Тило. Немного удивило меня исполнение песни “The Party Is Over” в последнем «бисовом» блоке – все-таки это слишком спокойная и меланхоличная, если не сказать, занудная композиция. Но зато получился прекрасный контраст с резкой “Copycat”. А еще я услышала, как Тило играет на трубе – оказывается, вполне неплохо.
Ни Тило, ни Анне слишком близко к краю сцены не подходили. Наверное, правильно делали, не провоцировали лишний раз стэйдждайверов. Поэтому, насколько я заметила, выпроваживать кого-то со сцены охране пришлось лишь дважды, да и то одну девушку просто вынесли на руках – может, ей просто плохо стало в первом ряду. С публикой Тило и Анне тоже почти не общались, за исключением многократно повторенных “Thank you very much” и «Спасибо!». Наверное, предоставили музыке говорить самой за себя.
Нельзя не сказать несколько слов о концертном составе группы: музыканты произвели на меня самое благоприятное впечатление. Либо вся концертная программа репетировалась долго и тщательно, либо все музыканты почти гениальны, потому что первым, что приятно поразило меня, была идеальная слаженность исполнения, удивительная ритмическая четкость – будто бы по дирижерской руке играли. Впрочем, иногда Тило и в самом деле выполнял роль дирижера, хотя это и было почти незаметно.
Бытует мнение, что Lacrimosa вживую звучит лучше, чем в записи. С трудом мне в это верилось… Но в этот вечер я убедилась, что это правда. Ну, хотя бы отчасти. Синтезатор вместо оркестра – это, конечно, не очень хорошо, но Тило Вольф обладает поразительной способностью гипнотизировать публику, завораживать своим голосом и манерой исполнения. Он будто бы разговаривает лично с каждым из нас, со всеми делится своей болью, своими переживаниями, и его хочется слушать, хочется ему верить, и постепенно растворяться в гармонии звуков, погружаясь в этот странный разговор. В то же время он остается каким-то отстраненным, погруженным в себя, ищущим что-то в своей душе, чтобы передать это всем нам. Это, на мой взгляд, главная особенность концертов Lacrimosa и их творчества вообще. Судя по высказываниям Тило, он вовсе не считает себя каким-то пророком, суперзвездой или «богом готической сцены». Он просто рассказывает посредством своих песен о том, о чем он не может не рассказывать, он делится своими чувствами в надежде, что это кому-то поможет. В этом заключается львиная доля ценности его творчества для нас, слушателей. Очень сложно передать в отчете все чувства, мысли и эмоции, испытанные на этом концерте. Для этого надо, наверное, написать песню… Скажу только, что когда человек вкладывают в свои произведения всю душу, всю свою боль, грусть и любовь, это невозможно не заметить. А когда этот человек так талантлив как Тило Вольф, то результат просто обязан быть великолепным.
|