Отопительные кирпичные печи
Рождение стиля вызвано эпохой безвременья, характеризовавшейся, с одной стороны, распадом стиля величественного ампира, а с другой, - подчеркнутым уходом в частную жизнь, в мир простых семейных радостей и неторопливых домашних занятий. Своеобразный интерьер этого времени без труда укладывается в рамки "бидермайера", который ни в коей мере не претендовал на то, чтобы быть архитектурным стилем, но оказался самым настоящим "стилем жизни". Само название "бидермайер" заимствовано из немецких сатирических листков, центральным персонажем которых была комичная фигура обывателя. Имя этого героя сделалось синонимом.
Отопительное оборудование это немецкий каламбур, составленный из Biedermann ("бравый господин") и Meier (типичная австрийская фамилия). Теперь же оно стало объективным понятием в области художественного ремесла и моды. Термин "бидермайер" распространился на целый комплекс явлений, включающий живопись, литературу и, в большей степени, убранство жилого интерьера. Стиль бидермайер в искусстве интерьера поначалу казался попыткой приспособить ампир, "большой стиль" Великой империи к ним же и относятся камины и печи, кстати отопительные кирпичные печи есть так же у нас в продаже, к камерным масштабам частного жилища. Появилось даже выражение "малый ампир", относившееся к более демократичной обстановке городских квартир, уютных особняков и дворянских усадеб. Бидермайер не спешил отказаться от архитектурных декораций предшествующей эпохи и охотно использовал излюбленные мотивы ампира - цветочные венки, гирлянды, лиры и т.п. Паркетные полы, лепные расписные потолки, штофные обои на стенах, фарфор и бронза на столе - вот обязательные элементы убранства жилой квартиры того времени.
На место репрезентативной роли помещений выходит представление об уюте и гармонии маленького пространства, в котором можно проводить время в кругу семьи, принимать посетителей, читать книги. Иными словами, одна и та же комната начинает совмещать несколько различных функций. Жилой интерьер, который представляет собой образ целого мира, превращается в маленькую модель Вселенной и стремится вместить все то, что прежде находилось за пределами пространства частного человека. Отсюда и известная "перенаполненность" интерьеров бидермайера различными вещами. Распространение в 20-е гг. XIX в. неоготики, или "николаевской готики", как ее иногда называют, было одним из ярких проявлений романтических тенденций в русском интерьере первой половины XIX века: в Петергофе - Фермский дворец; готические дома и готические конюшни Н. Бенуа; интерьеры Александровского зала в Зимнем дворце и Белого зала в Мраморном дворце (А. Брюллов) и т. п.
Мотивы стрельчатой арки, башенки-пинакля, характерных средневековых орнаментов крестоцвета и трилистника появляются на самых разных предметах: в завершениях ширм, в оформлении каминов и окон, на спинках кресел и стульев. В связи с всеобщим увлечением готикой в большую моду вошли витражи, которыми украшали не только храмы, но и интерьеры светских построек. Недорогие сувениры-безделушки, миниатюрные портреты родных и близких, узоры и орнаменты рукоделий, без конца варьировавшие темы верности, любви и дружбы, - все это было проявлением характерного для бидермайера своеобразного культа памяти, в первую очередь касающегося непосредственно самого хозяина.
|