Как советские дети фантазировали
В себе освоение космоса под позитивные прогрессивные мелодии композитора Зацепина из легендарной булычевской "Тайны третьей планеты", так нынешним отрокам ближе всепоглощающий ужас, тоскливо-пугающее одиночество экранного survival horror хита "Dead Space". И Oranssi Pazuzu, выпрыгнувшие как черт из табакерки пару лет назад – внезапно и освежающе, продолжают последовательно и как-то совершенно по-свойски вить ковер ощущений для будущих космонавтов, которые рано или поздно окажутся запечатанными в чреве железной консервной банки, что будет лететь к далёким планетам по пять-десять лет.
В их саундтреке к ранней научной фантастике из 1950-60-х, сотканном из грязнющего пост-блэка с аллюзиями Burzum и Darkthrone, краут-рока и обильных лавин психоделии, потусторонних голосов и эмбьента, главный герой и во второй раз остался тот же самый – настроение. "Muukalainen Puhuu" (2009) держится в памяти удивительным и необычным, его последователь – в сущности такой же. Разве что дебют новой пластинки ловит в ловушку кажущейся монотонности за счёт постоянного дисторшна, гитарного перегруза и ритмических tribal-танцев. И появляется ощущение, что парни просто взяли наработки первенца и с минимумом усилий повторили заход. Позже оказывается, что это вовсе не так. Хотя вроде бы столь обильного восхищения здесь уже нет – элементы, из которых финны строят свой психоделический космолёт, остались прежними, но второй диск существенно разнообразнее и продуманнее. Прикрывшись роу-саундом и нойзовыми синтетическими гармониями, "Kosmonument" более мастерски сверстан, чем предшественник. OP ограничиваются десятью вещами, что позволяет им в значительной степени уделить внимание всем.
Стартовав с горлового пения, "Sienipilvi" медленно проходит магическим краут-роковым безумием с местечковой тягучестью сладжа и кучей мистических спецэффектов. Второй трек "Komeetta" полностью повторяет структуры с дебюта и мог бы спокойно оказаться на "Muukalainen Puhuu" – психоделическая мелодия, бодрая ритмика и грязный умеренный скриминг. "Uusi olento nousee" ускоряется жужжанием и общим ощущением до роу-блэка и срывается в фьюнерал-думовый финал, напоминающий после дикой пробежки первых двух третей апатию и отчаяние. "Luhistuva aikahäkki" искореняет жесткие гитары, угощая разреженным саспенс-медляком в русле психоделик-рока. "Maavaltimo" быстро хватается за симфоническую мелодию и ведет за нос каким-то Ajattara-вским лесным пост-блэком почти до конца, где монотонность сменяется на отличные гитарно-клавишные мелодии. А следующая вещица "Siirtorata 100 10100" попадает на минималистическую территорию трехкопеечного эмбьента. "Andromeda", одна из самых впечатляющих тем номера, просто гипнотизирует пост-роковыми мелодиями, потрясающим подбором сэмплов и какими-то булькающими вокалами. "Loputon tuntematon" вроде бы снова кормит роу-руладами на высоких скоростях, но укрытые ими мелодии изящны и хороши. Хотя как и последующая медленная тема "Kaaos hallitsee", где нет ничего еще не виденного доселе, она могла бы вполне пройти мимо треклиста. На сладкое остается "∞" – сухой 9-минутный эмбьент без гениальных поворотов, но дополняющий атмосферу.
Возможно, Oranssi Pazuzu не стараются двигаться дальше той точки, до которой удалось добраться со старта. Они просто заново открывают то же самое звучание. Но делают это аккуратно, мастерски и затягивающе. Отчасти они берут себе некоторые разработки гуру норвежской экспериментальной музыки – Arcturus и Ved Buens Ende, но остаются до сих пор оригинальными и свежими.
|