InProg-2006: Часть Первая
Итак, вот и прошел первый день ежегодного фестиваля прогрессивной музыки InProg, организованного журналом «InRock» и Starless Records. Этот фестиваль традиционно проводится в течение двух дней – оно и понятно, при таком количестве участников. Надо сказать, сделать двухнедельный перерыв между частями фестиваля было, на мой взгляд, верным решением. Это надо сначала осознать и «пропустить через себя», ну а потом – непременно захочется услышать продолжение. «Ежегодно InProg представляет на суд аудитории все самое интересное и талантливое, что есть в отечественном прогрессив-роке», -- говорится в пресс-релизе фестиваля. Судя по данному концерту, так оно и есть. Все группы, представленные вниманию слушателей девятого апреля, безусловно являются интересными и талантливыми. У каждого коллектива своя специфика, своя стилистика, и не всегда исполняемую ими музыку можно в полной мере назвать роком. Но все коллективы прекрасно соответствуют определению «прогрессивная музыка», а это главное. Наверное, было бы справедливо назвать это «музыкой не для всех». Музыкой, которая удивляет, заставляет думать, прислушиваться, музыкой, которую не всегда услышишь даже в концертном исполнении, и уж тем более – на радио или ТВ. Кстати, о неформатности подобной музыки было упомянуто на фестивале... Ну вот, теперь пришло время остановиться подробнее на каждом из коллективов.
Когда я появилась в зале клуба Б2, на глазах у пришедших на фестиваль посетителей еще продолжалась репетиция Вячеслава Горского и группы Квадро. До начала их выступления оставались считанные минуты, а маэстро снова и снова прогонял неудающиеся эпизоды. То ли было мало репетиций, то это просто следствие перфекционизма пианиста «старой закалки» -- не знаю... Наконец пришла пора заканчивать саундчек и уступать место главному редактору журнала “InRock” Владимиру Импалеру, который поприветствовал слушателей и произнес небольшую вступительную речь, отметив, что в этом году в фестивале участвуют коллективы, которые организаторы не решились бы пригласить раньше. В пример он привел EXIT project и Оле Лукойе. Почему – об этом позже. Ну а на сцене появилась группа Квадро под предводительством маститого пианиста и клавишника Вячеслава Горского, очень известного, кстати сказать, в джазовых кругах. И хотя в этот раз он представил нашему вниманию прекрасную арт-рок сюиту «Легенда о рыцаре», его джазовая сущность нет-нет, да и проглядывала и здесь. Позволю себе немного отвлечься в сторону и заметить: это прекрасно, когда музыкант не замыкается в рамках какого-то одного стиля, а пробует свои силы в разных направлениях. Это, как мне кажется, свидетельствует о разносторонности взглядов этого музыканта и его высоком профессионализме – особенно когда это удается ему так хорошо. Великолепная музыка сюиты, простая и сложная одновременно, воспринималась достаточно легко, и в то же время вызывала живой эмоциональный отклик, затрагивала самые лучшие и светлые чувства. В самом деле, здесь было что-то от Рика Уэйкмена, как и обещал пресс-релиз. В создании всей этой красоты участвовали, помимо стандартного состава «барабаны-бас-гитара-клавиши», виолончелист Сергей Суворов, лауреат многочисленных международных конкурсов, и вокалист группы Арсенал (в которой некогда играл и сам Вяч. Горский) Валерий Каримов, а также второй клавишник, тоже Горский. Они исполнили отдельные номера сюиты (остальные исполнить не удалось – для этого потребовался бы симфонический оркестр) и завершили свой сет исполнением бессмертного хита Procol Harum “A Whiter Shade Of Pale”. Да, здесь мы сполна получили обещанный «дух 70-х»!
После небольшого перерыва, связанного с переоборудованием сцены, и представления Импалера, на смену Горскому и Квадро пришло трио EXIT project. Состав трио – две электрогитары, электронная ударная установка и ноутбук. Это было первое выступление группы после вынужденного перерыва, связанного с пребыванием за границей гитариста Олега Смирнова. Стилистика проекта была достаточно удачно определена в пресс-релизе как электронный арт-фьюжн. Барабанщик Владимир «Биг» Глушко ранее играл в составе джазовых и фьюжн-коллективов. Данный же ансамбль скорее ориентирован на электронику, роль компьютера в их музыке очень велика, но и инструментальное мастерство участников EXIT project не подлежит сомнению. Стоит отметить четкость и слаженность звучания, взаимодействие исполнителей. Недостатком такой музыки является, на мой взгляд, некоторая ее однообразность и монотонность, связанная с отсутствием песенных структур, большой длительностью композиций и спецификой аранжировок – как-никак, электроника. В отличие от предыдущего коллектива, EXIT project объявили название только одной композиции из всего сета и мало общались с публикой. Хотя, может быть, это было и не нужно. В целом их музыка воспринималась хорошо, хотя к року имела отношение весьма опосредованное. Поэтому они и были упомянуты как «коллектив, который раньше не решились бы пригласить».:-) Кстати, в отношение данного ансамбля стоит отметить одну очень интересную и важную деталь: они участвуют в движении Free!Music, «целью которого является популяризация свободного распространения музыки в коммерческих и некоммерческих целях». Идея смелая и новаторская – посмотрим, что там из этого выйдет.:-) (Это не означает, однако, что диски EXIT project нельзя купить).
|